31 марта — день рождения Александры Михайловны Коллонтай


Александра Михайловна Коллонтай — российская революционерка, советская государственная деятельница и дипломат. Чрезвычайный и полномочный посол СССР (в Швеции, Норвегии и Мексике). Член РСДРП с 1906 года (большевичка с 1915). В 1917 — 1918 годах была наркомом государственного призрения (соц. обеспечения) в составе первого Совета Народных Комиссаров РСФСР, за что её называют первой женщиной-министром в человеческой истории.

31 марта - день рождения Александры Михайловны Коллонтай

Коллонтай Принимала участие в социал-демократическом движении Англии, Германии, Дании, Франции, Бельгии, Швейцарии, Швеции, Норвегии, США. Была делегатом РСДРП на международных социалистических конгрессах в Штутгарте (1907), Копенгагене (1910), Базеле (1912). Участвовала в подготовке и проведении Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде. В 1920 заведующая женским отделом ЦК РКП(б).
Александра Михайловна также является первой женщиной-послом. С 1923 года советский полпред и торгпред в Норвегии, в 1926 в Мексике, в 1927 —1930 гг.полпред в Норвегии, в 1930 — 1945 гг. посланник, затем посол в Швеции. С 1945 года советник МИД СССР. Автор книг и статей, главным образом по вопросам женского революционного движения.

В 1913 году Александра Коллонтай опубликовала программную статью «Новая женщина», в которой развивала взгляды на женщину нового, передового общества. Новая женщина стремится стать полноправным членом общества и руководствуется следующими принципами:

1)Победа над эмоциями, выработка самодисциплины.
2)Отказ от ревности, уважение свободы мужчины.
3)Требует от мужчины не материального обеспечения, а бережного отношения к своей личности.
4)Новая женщина — самостоятельная личность, её интересы не сводятся к дому, семье и любви.
5)Подчинение разуму любовных переживаний.
6)Отказ от фетиша «двойной морали» в любовных отношениях. Новая женщина не скрывает своей сексуальности.
Статья «Новая женщина» посвящена эволюции женских образов в европейской и российской литературе XIX — начала XX века. Согласно комментариям Коллонтай к этим образам, современная женщина должна была быть самостоятельной, не принадлежать как вещь мужу или родителям, иными словами — быть полноправным членом общества. Для этого необходимо также уважать свободу мужчины и его право выбирать полового партнёра.

Развитию концепции новой женщины Коллонтай посвятила также свою беллетристику, например повесть «Большая любовь». Повесть рассказывает о любви молодой незамужней революционерки Наташи и женатого революционера Семёна. Хотя Семён и марксист, он не может расстаться со старыми взглядами на женщину как на лишь объект любовных утех. Наташа ему подчиняется, но в финале повести всё же сбрасывает с себя оковы такой связи и обретает свободу. Далее Коллонтай развивала эти идеи в повести «Василиса Малыгина» (1923) и рассказе «Любовь трёх поколений» (1923), в которых она описывает раскрепощённых женщин, не желающих связывать себя семьёй.

К традиционному институту семьи Коллонтай вообще относилась скептически, полагая, что и женщины, и мужчины должны наравне друг с другом прежде всего трудиться в интересах класса, а не обособленной семейной ячейки.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.